Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > «Наблюдение - как основной метод экологического воспитания детей»

«Наблюдение - как основной метод экологического воспитания детей»


3-10-2013, 00:33. Разместил: мелина
«Наблюдение - как основной метод экологического воспитания детей»



Для успешного достижения поставленной цели воспитатель придумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между объектами и явлениями природы.
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком дошкольном возрасте знаний - это представления, то есть образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдения за ее объектами.
Наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях, во всем ее многообразии, в простейших взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей присматриваться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдений. Для формирования у дошкольников представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, используются распознающие наблюдения. Они обеспечивают накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимость установить целое явление по отдельным его признакам. Например: определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по опавшему семени, какому дереву оно принадлежит; по следу, какое животное прошло и т. д.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а так же от задач, стоящих перед воспитателем. Так, в непосредственно образовательной деятельности можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Деятельность с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всей группой, с маленькими подгруппами и с отдельными детьми. В центре природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Подготовка к наблюдению. Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.
Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым. Животных перед наблюдение лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.
Воспитателю следует подготовить все необходимое в ходе наблюдения оборудование: миски с кормом и водой, тряпочки. Щеточки, которые используются во время ухода за животным. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов ( термометр, лупа и т.д.). Необходимо продумать и организовать детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти и действовать с ним - покормить, поиграть, погладить. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).
При наблюдении за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из линолеума постелить коврик (половичок), чтобы животное передвигалось без труда, Пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить.
Общие требования к организации наблюдения:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставить ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширять и углублять первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающем мире.
4. Наблюдение должно способствовать умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения.
5. Наблюдение должно возбудить интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть: рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календаря природы, беседы.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том, или ином объекте природы, отношение к нему.
Вернуться назад